Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Оглавление
Миссионер и просветитель удмуртов Кузьма Андреев
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

Список использованных источников и литературы

 

Архивные источники

 

1. Национальный Архив РТ. – фонд № 968. – ОП. 1. – Дело № 82. – Л. 52 – 63.

2. Национальный Архив РТ. – фонд № 968. – ОП. 1. – Дело № 88. – Л. 16 – 18.

 

 

Опубликованные источники

 

3. Вятские епархиальные ведомости. – 1895. – № 1 – 24. – [1082, IX ] с.

4. Вятские епархиальные ведомости. – 1896. – № 1 – 24. – [698, IX , 1250] с.

5. Вятские епархиальные ведомости за 1900 год.

6. Вятские епархиальные ведомости. – 1902. – № 1 – 24. – [2040] с. с разд. паг.

7. Вятские епархиальные ведомости за 1904 год.

8. Вятские епархиальные ведомости. – 1906. – № 1 – 52. – Отдел неофициальный. – 1826 с.

9. Вятские епархиальные ведомости за 1910 год.

10. Журнал Первого пастырского собрания в г.Вятке 22 августа 1905 г . // Вятские епархиальные ведомости. – 1906. – № 16. – Отдел неофициальный. – С. 523 – 546.

11. Из узаконений о церковной миссии в России: Исторические документы и материалы ко Второму Съезду епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (г. Москва, 17 – 20 ноября 1999 г .). – Белгород, 1999. – 92 с.

12. Казанская Центральная крещено-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. – Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1887. – [ III , 485] с.

13. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1883 год. – Вятка, 1884. – 10 с.

14. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1888 год. // Вятские епархиальные ведомости. – 1889. – № 7. – Отдел официальный. – С. 148 – 164.

15. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского общества за 1889 год. // Вятские Епархиальные Ведомости. – 1890. – № 7. – Отдел духовно-литературный. – С. 163 – 190.

16. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1897 год. – Вятка, 1898. – 73 с.

17. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1902 год. // Вятские епархиальные ведомости. – 1903. – Приложение к Офиц. Отделу. – 86 с.

18. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1903 год. // Вятские епархиальные ведомости. – 1904. – Приложение к Офиц. Отделу № 10. – 86 с.

19. Отчет Вятского комитета Православного Миссионерского Общества за 1912 год. // Вятские епархиальные ведомости. – 1913. – Приложение к Офиц. Отделу.

20. Отчет о деятельности Братства свт. Гурия от 4 октября 1873 года по 4-е октября 1874 года. – Казань: Тип. Императорского ун-та, 1875. – 35 с.

21. Отчет о деятельности Братства свт. Гурия за девятый братский год. – Казань: Тип. Императорского ун-та, 1877. – [83, 8] с.

22. Отчет о деятельности Братства свт. Гурия за двадцать второй братский год. – Казань: Тип. Императорского ун-та, 1889. – [67, 14] с.

23. Отчет о деятельности Братства свт. Гурия за двадцать шестой братский год. – Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1893. – 66 с.

24. Отчет о деятельности Братства свт. Гурия за тридцать третий братский год. – Казань: Типо-Литоргафия В.М. Ключникова, 1901. – 99 с.

25. Письма Николая Ивановича Ильминского (к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву). – Казань: Типо-Литография Императорского ун-та, 1895. – [414, XII ] с.

26. Протоколы Вятского епархиального съезда депутатов духовенства. // Вятские епархиальные ведомости. – 1902. – № 21. – Отдел официальный. – С. 399 – 479.

 

 

Литература

 

27. Атаманов М.Г., диак. История Удмуртии в географических названиях. – Ижевск: Удмуртия, 1997. – 248 с.

28. Бобровников Н.А. Инородческое духовенство и богослужение на инородческих языках в Казанской епархии. // Православный собеседник. – 1905. – Т. 2. – С. 177 - 181

29. Витевский В.Н. Николай Иванович Ильминский – директор Казанской учительской семинарии (27 декабря 1891 года). – Казань: Тип. Императорского ун-та, 1892. – 64 с.

30. Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства свт. Гурия. – Казань: Тип. Н.А. Ильяшенко, 1892. – 403 с.

31. Ильминский Н.И. Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей. – Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1885. – 20 с.

32. Ильминский Н.И. Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. // Православный собеседник. – 1871. – Т. 1. – С. 160 – 183.

33. История России с начала XVIII до конца XIX века: Уч. пособ. / Редкол.: А.Н. Сахаров и др. – М.: АСТ, 2001. – 544 с.

34. Источниковедение истории СССР XIX – начала XX в. / Ред. И.А. Федосова, И.И. Астафьева, И.Д. Ковальченко. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. – 469 с.

35. Исхакова Р.Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX – начале XX веков. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. – 280 с.

36. Колчерин А.С. Архив Н.И. Ильминского как источник по истории миссионерства: Дипломное сочинение. – Казань, 2004. – 375 с.

37. Макаров Д.М. Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья ( XVI – XVIII вв.): Монография. – Чебоксары: Чувашский гос. ун-т, 2000. – 280 с.

38. Машанов М.А. Обзор деятельности Братства свт. Гурия за двадцать пять лет его существования (1867 – 1892). – Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1892. – 257 с.

39. Православная миссия сегодня: Сборник текстов по курсу «Миссиология»: Уч. пособ. / Сост. Федотов В., прот. – СПб: Апостольский город, 1999. – 406 с.

40. Прокопьев К. Школьное дело среди инородцев Казанского края при императоре Александре I . // Православный собеседник. – 1905. – Т. 2. – С. 170 – 176.

41. Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000.

42. Фролова Г.Д. Из истории удмуртской школы. – Ижевск: Удмуртия, 1971. – 156 с.

43. Фролова Г.Д. Удмуртская книга: История книгопечатания. Современная книга. – Ижевск: Удмуртия, 1982. – 232 с.

44. Чичерина С.В. У поволжских инородцев: Путевые заметки. – СПб: Тип. В.Я. Мильштейна, 1905. – 640 с.

Приложение I . Иллюстрации

Кузьма Андреев и его семья в деревне Карлыган Уржумского уезда Вятской губернии 1.

План Карлыганской Центральной удмуртской школы с церковью.

// Фролова Г.Д. Из истории удмуртской школы. – Ижевск, 1971.

1С.В. Чичерина. У поволжских инородцев... – Вкладка между с. 188 и 189

Приложение II .

Тексты писем К. Андреева Н.И. Ильминскому

 

Данные письма публикуются впервые. В их изложении мы сохранили орфографию и стилистику автора.

 

Национальный Архив РТ, Ф.968, ОП.1, Дела № 82, 88

 

I . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 88, Л .17 – 18.

 

Писма, от Вятской Губерни, Уржумскаго уезда Хлепниковской волости починка Большая Карлыган. Крестянин Кузьма Андреева, (Старо Крещенны вотяк)

 

Его Многоуважаемый Николай Ивановичу, не оставте Вы нас тьомныйе человека покажте Вы нам Свет, потомучто мы нечего незнаем из роду до тех порь. потомучто я немного учился в школе 1873 года, въсего 9 недель, а въдругаго зима въсего учился 4 недель, Крещенной татарской школе тогда уменя не был вотские Книги, Я после того получил От Вас книги вотския, очен радовал и читал своботняя время, потомучто понимал немного Християнской вере и не хочу жить постарой вере по язычески, и желаю чтобы и другие имели понятие о Христианской вере, Я с 1го января 1882 года начал в своботное время учить мальчиков грамот безплатно и учил до июня месяца. Мальчиков была 24, из них 4 человека изь соседних деревен, 8 человек изь учеников уже в годах и читают хорошо вотския книги, Я это своботной учением не довольен Желаю от крить Школ по вотском языке для Обрезование Християнской вере потомучто не учат – нынче зимой своботнойе время ходил по деревням с Книгой, съчитывал книги вотския Просотворение Мира и заповеть. Божия и про Иисуса Христа какъ Он ходил на земле и чего учил и чудосотворение и Святая Апостол и Святая Отцов, потомучто я уйх спрашивал желайте или нет школ по вотским языкомъ? они сказали хорошобы это, а только свойм трудом; былбы из земства, Еще уйх спрашивал надо записывать детей сколько собераются, потомучто я поеду Казань, учительской семинарии Превосходительству Господину Директору Он скажот нам как надо делать, они сказали пиши; Я зачал записывать,

Первая селение; починка Семоновской 1го октября 1882 года там был въсего 4 мальчиков, потомучто было празник Прес, Свя, Богородицы Покров, не которых было гостей потомучто не было свободы, а они сказали наше селене есть еще мальчиков писать а я несмел кто нет примне того мальчиков писать,

Еще был въторойе; селение поч. Сизнер 8го октября там 8 мальчиков,

Еще был третея; селение 22го октября поч. Шординер там был 6 мальчиков,

Еще четвертыйе; селение 3го Декабря поч. Малая Карлыган там был 7 мальчиков,

Еще пятойе; селение наше въсего 9 мальчиков,

Еще шестойе; селение не был потомучто не был свободы; а только так кого видел спрашивал: скажот они на нашего селение найдутся окотьники порядышной,

Еще осмеливаюсь сказать что в некоторых местах вотских книг есть не точно переведенныя слова, ошибка ли эта или может быть на наш разговорный язык не подходит незнаю например; Помилуй и милости буди переведен так; Мозмыты, Мне кажется нужно жеч-кары,

Слава Богу писали книги по вотском языке и Желаю тому кто писал; От Господа добраго здравия всякаго благополучия и в делах ваших скорого счасливого успеха,

 

II . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л .52 - 53.

 

Ваше Превосходительство

Николай Ивановичь!

Уведомляю Вас о своей нужде: мне очень нужны – молитвенники на вотском языке потому, что в моем училище совершаются беседы не только во время учения но и в летнее время; беседы бывают по одному и по два раза в неделю (во время праздника). В течение 1886 года было 43 беседы, в нынешнем 1887 году 58. По открытии школы только несколько недель остались без бесед потому, что не было своботнаго времени. На беседах бывает не менее 15 человек, а на некоторых беседах бывает и около 50 человек и более, из коих бывает около третьей части женского пола. Вотяки, посещая усердно беседы, уже выучили некоторые краткие молитвы, на своем родном языке; на примерь: Во имя Отца… Господи Иисусе… и проч. Беседы начинаются всегда пением или же чтением молитв, почему молитвенники мне весьма необходимы.

Молитвы на вотском языке помещены в разных книгах т.е. в «чын дены» книге, требнике и в всенощном бдении печатаны не одинаково, а мой перевод иначе. Мне кажется, что в некоторых местах перевод сделан не правильно и мой перевод тоже может быть неточен. О переводе молитв, сильно горюет мое сердце, чтобы перевести верно да и на печать, безъ молитвенников очень трудно обучать других.

Во время посещения Отцом Василием Тимофеевичем моей школы я имел разговор и о своем о переводе и, по его указаниям некоторые места в своем переводе уже поправил, что исправленные места кажется еще попонятливее; не хвалюсь что я перевел верно, найдутся и в моем переводе неточности. По этому-то не дозволите ли мне сделать так: во время святок отправиться въ деревню Старой Юмью, где учителем Александров, тоже из вотяков и туда же пригласить Шуньбашского учителя Семена Григорееча и Новоучинской Михайла Афанасыча, вместе мы могли бы обоюдно потолковать и перевесьти молитвенник и прочия книги необходимыя для изучение вотяку молитв на своем родном языке. Эта мысль мне подана О. Василием Тимофеевичем. Доброе Его пожелание я желал бы привести в исполнение.

О чем почтительнейше Ваше Высокопревосходительство прошу меня почтить уведомлением если сие не обременительно для Вас. Присовокупив к сему с сим-же подателем письма послать для моей школы: несколько Букварей; чын дены, ÿчет, бадзым пражниктёс и других ново изданных книг.

 

С истинным почтением остаюсь

покорный слуга

Вашего Превосходительства,

учитель Карлыганской школы

Кузьма Андреев.

Уржумского уезда Хлебниковской

волости.

 

1887 года Декабря 17 дня.

 

 

III . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л . 54 – 55.

 

Ваше Превосходительство,

Николай Ивановичь!

Уведомляю Вас о своем приезде из Казани: домой хотел ехать с вотяками, но не удалось; они меня не дожидались, потомучто я долго пробыл в Семинарии. Но все-таки я тот час-же нашел попутьчиков черемись из Уньжи, за эти попутьчикам я радовался больше того, и благодарил Богу; потомучто мне нужно было побывать в Уньжу. 12 го числа Октября приехал в Уньжу; в Уньже ночевал и, благодаря Бога, исполнил Ваше приказание осмотрел школу с церквами.

14 го числа приехал домой. На другой день 15 го числа – в Субботу вечером вел беседу. На беседе присутствовало: 29 человек мужского пола и 22 женского; всего 51 человек. С бывшими вотяками беседу вел так: Благодарю вас и очень радуюсь! за то что вы усердно посещаете беседу: слушаете слово Божие, чтение молитв, и исполняете чему выучились т.е. чему разумелись. Это ваше такое добрые дела, должно быть приятно Богу. Бог человеколюбец; а вот Бог, любя добрых дел ваше, известил высшим начальством. И Они очень радуют. За радости хотят устроить в нашем селение казенный молитвенный дом. И нам нужно радоваться, за такие добрые извести, и нужно Богу молиться, чтобы Он дал нам молитвенный дом. Подобные беседы вел и в соседних деревнях. Вотяки слушающие мой беседы, очень рады о извести об открытии молитвеннаго дома в нашем селении и с нетерпением ждут радостного дня – когда откроется у них молитвенный дом и когда придет на сие разрешение.

Учение я начал с 17 го Октября, и сколько есть сил стараюсь и до сего времении, и намерен далее продолжать свою объязности с таким же рьвением. Но только очень трудно безплатно заниматься; вот уже третий год занимаюсь безжалование; и моему семейству обидно. Остается только надеяться и уповать на Вас, а более всего на Бога.

Учеников находится по списке 44, Отних 16 русской, 4, черемисей, остальные вотяки, и отних 3 вотская девочки.

Посланных Вами книг 20 эгземпляров Букварей вотских, получено мною от Ивана Семоновича, за которых очень благодарен остаюсь, но только число букварей мне оказываются не достаточными, Я уже те роздал. Эти книги оченъ нравились, их просят старые ученики и самоучныя девочки, и также нужно бы дать эгземпляров 20, моему товарищу, который есть учителем Цыньинском приходе Павел Демидов (тоже из вотяков).

Почему имею честь просить Ваше Превосходительство, не будит ли ваше дозволительное время послать мне букварей вотских 80 эгземпляров, и <…>0 Учет, 5 Произведение народной словесности, обряды и поверья вотяков, 1 „Казанская центральная крещенно-татарская школа„. И по 4 эгземпляров на восточно-черемисской наречи: „Священная история„, Букварей, краткий катихизис и Евангелие.

Еще осмеливаюсь спросить Вас: на святок приехать-ли к Вам или остаться дома мне очень желательно побеседывать с вотяками в семинарии и узнать их речь.

 

 

С истинным почтением остаюсь

покорный слуга Вашего Превосходительства,

учитель Карлыганской вотской школы

Кузьма Андреев.

 

И посылаю Вам душевное почтение с пожеланием в делах Ваших скорого и счастливого успеха и доброго здравия на многие лета.

 

1888 года Декабря 2 дня.

 

 

IV . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л . 56 – 57.

 

Ваше Превосходительство

Николай Иванович!

Уведомляю Вас о своем приезде из Казани с воспитынникам Харитоном Матвеевом: благодаря Бога, благополучно мы приехали ко мне на Крещение т.е. 6 го Января; и благодаря Бога живем до сего времение благополучно, мирно и здоров слава Богу. Ваш воспитынник Харитон Матвеев, мне очень нравится, и не смею, ни какое замечание; он слушает мое приказание, и по возможности он старает узнавать добрых дел, Он уже переписывал мой переведенные вотское молитвы, я его поставляю читать молитвы (по вотски) на кажный день утром и вечером.

По приезде из Казани, я поехал в город Уржум, за получение денег, которые Вы мне сказали 75 рублей назначенные Минестерское единовременные пособие. И втоже время я хотел получать учебные вещи из земской управы, которые есть в моем школу назначенные. Но мне не удалось получать ни денег, ни учебных вещей. О деньгах мне инспектор Макаров сказал – «еще я не получил министерской денги из Казначейства, когда получу, то уведомлю отцу Ефрему». А учебных вещей не удалось получать потому, что не был управе председателя, и обещали послать учебных вещей по почте. До сего времени еще не получено мною, ни деньги, ни учебных вещей. Ниобходимое вещи для учеников покупаю на свой деньги. Такое жизнь мне очень трудно, и моему семейству очень обидно.

Почему имею честь просить Ваше Превосходительство, не будит ли ваше дозволительное время послать мне денги 10 рублей за воспитание воспитанника Вашего Харитона Матвеева. И книги по 20 -ти эгземпляровъ: Учет и Книги для чтения инородцам.

 

С истинным почтением остаюсь покорный слуга Вашего Превосходительства, учитель Карлыганской вотской школы Кузьма Андреев.

И посылаю Вам душевное почтение с пожеланием в делах Ваших скорого и счастливого успеха, и доброго здравия на многие лета.

 

1889 года февраля 4 дня.

 

 

 

V . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л . 58.

 

Многоуважаемой Николай Иванович!

Благодаря Бога, я уже получил денег 75 рублей, от милости Вашей. За такое получение я и мое семейство очень рады, и перед надеемся, может быть Бог не оставит без своего попечение.

Я уже посылаю другое письмо, в первом письме написыно было с отчетами, поэтому то осмеливаюсь просить Вас уведомить, о том письме, получено ли Вам, или нет?

И еще уведомляю Вам о своем жизни: Благодаря Бога, мы с Хоритоном Матвеевым живем до сего времени благополучно, мирно и здоров, слава Богу.

Почему имею честь просить Ваше Превосходительство, не будет ли Ваше дозволительное время послать мне книги: 20 эгземп. Учет по вотск., <…>0 эгземп. Книжка для чтения инородцам. 3 эгземп. Черемиской букварей, и Русская книга для чтения, соч. Толстаго : 1-й, 2-й, 3-й, 4-й часть, по одному эгземпляров (для себя).

Учитель Карлыганской вотской школы

Кузьма Андреев.

 

Посылаю Вам душевное почтение с пожеланием в делах Ваших скорого и счастливого успеха и доброго здравия на многие лета.

 

1889 года, Марта 3 дня.

 

 

VI . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л . 59.

 

Многоуважаемой Николай Иванович!

я от Вас получил первое письмо 11 го Марта и 10 рублей денег. и книги 50 разсказы из Св. истории, и 30 Учет. По получение Вашего письма 15 Марта я съездил в село Нырью, по возвращение оттуда я подробно написал Вам обовсем. Последнее письмо Ваше Ф. Никифорович доставил мне 14 числа Апреля.

Что особенно по моему нужно я сообщил Ф. Никифоровичу словестно. Относительно содержания воспитынников отец мой говорит, что в месяц на человека нужно 3 руб. 50 коп.

 

Учитель Карлыганской вотской школы

Кузьма Андреев.

1889 года 14 Апреля

 

 

VII . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело №88, Л. 16.

 

Многоуважаемой Николай Иванович!

Уведомляю Вас о своем житье: благодаря Бога, я до сего времени живу с воспитанниками благополучно и здоров. Воспитанники мои учатся прилежно и слушают меня; я уже на одеяние их израсходовал денег 9 рублей своих денег, потому-что на содержание воспитанников денег еще мною не получены.

За 1889 год Вятским Комитетом было ассигновано мне жаловение 50 рублей, и эти деньги еще мною не получены. Об этом деле Отец Филипп сказал так: „не сомневайся, в Декабре месяце получиш„. Поэтому я безсомнения надеюсъ получить.

Имею честь просить Ваше Превосходительство, не будет-ли Вам своботного времени послать мне книги; с подателем сего письма: Молитвенников на вотском языке 50 экзем., Букварей для вотских детей 20 экзем., и Букварей для восточных черемис 5 экзем.

 

 

С истинным почтением остаюсь покорный слуга Вашего Превосходительства, .учитель Карлыганской школы Кузьма Андреев.

 

1889 года Ноября 27 дня.

 

 

 

VIII . НА РТ, Ф.968, ОП.1, Дело № 82, Л . 60 – 63.

 

Его Превосходительству Господину Директору Казанской Учительской Семинарии Николаю Ивановичу Ильминскому.

Мы, покорные Вам, Ваше Превосходительство, учителя Карлыганской Центральной вотской школы, долгое время не писали Вам писем и вот вспомня, что уже давно не уведомляли Вас, Ваше Превосходительство, искренно пожелали уведомить Вас хотя о ничтожных делах.

Слава Бога! по помощи Его Всевышняго Твор<…> мы 1891 года на кануне Сретения Господня т.е. 1 Февраля по случаю 2 хъ дневной свободы отъ учебного дела в день Сретения Господня и воскресного дня, отправились в деревню Турьи к учителю Павлу Тунашеву, который не давно принял Святое Крещение (крещение принял по получении образования у Кузьмы Андреевича) и в прошлое лето здал экзамен на звание учителя в заведуемой Вашим Превосходительством Семинарии. Именно мы поехали к нему по его личной просьбе, чтобы послушать его беседы, действительно учитель этот сделал на кануне праздника Сретения Господня молитву и в конце молитвы беседовал и его беседа была очень подходящая к тому народу, с которым он беседовал; на этой беседе народу было много и все они поблагодарили его.

На другой день т.е. в самый день Сретения Господня тоже была молитва и в конце молитвы беседовал с уже Кузьма Андреевич, на этой беседе народу было тоже много и тоже все почти поблагодарили его.

Из Турьи мы отправились в деревню Дургу, где народонаселение половина вотское и половина крещенных татар и находится крещенно-татарская школа, к учителю которой школы мы и заехали по знакомству его с Кузьмой Адреевичем. Мы в Дургу уже приехали вечером 2 Февраля, а в этой деревне у нас не было знакомых, кроме учителя, почему мы попросили учителя, чтобы он указал нам хорошаго вотяка, у которого можно было бы сделать беседу; учитель указал нам вотяка, к которому и сам пошел вместе с нами и сделали беседу; беседа с вотяками была в первый разъ в этой деревне и те, которые собрались, остались очень довольными этой беседой и просили еще когда-нибудь приехать к ним; народу было на беседе около 40 человек обоего полу, в число которых были и дети.

На все время отлучения нас от школы молитвы были предоставлены окончившему курс в нашей школе ученому брату Кузьмы Андреевича.

Учителя всепокорнейшие Вам, Ваше Превосходительство, Кузьма Андреев и Петр Васильев.

 

За сим уведомляю я покорный Ваш ученик Вас, Ваше Превосходительство, что я получил книги Вами посланные и покорнейше прошу Вас, Ваше Превосходительство, пожалуйста извините меня за то, что я много безпокоил Вас. Книгу “Методика” Шохор-Троцкого пока послать не с кем, потому уже и дороги нет, поэтому прошу Вас, Ваше Превосходительство, пожалуйста подождите. За сим пожалуйста извините меня, потому что я много по беспокоил Вас.

Покорный бывший ученик Ваш Петр Васильев.

Остаемся живы и здоровы мы учителя Карлыганской школы и благодаря Бога дела пока все хорошо. В Январе месяце в нашей школе был Господин Инспектор Народных училищ Уржумского уезда и остался всем доволен которое видно из того, что они написали в тетради.

 

Покорные Вам учителя Кузьма Андреев и Петр Васильев.

1891 года

Марта 12 дня.



 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >