Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Трудный век сельского храма (из истории Преображенской церкви с. Ягул) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail

Автор: Лебедев Алексей Иванович, гимназия №24 «Русский Дом» г. Ижевска, 6 класс

Научный руководитель Зуева Светлана Леонидовна, преподаватель истории, Н.Н. Бармина, к. и. н.

г. Ижевск

Предложение принять участие во Всероссийском конкурсе работ поначалу несколько встревожило меня, ведь предстояло заняться весьма серьёзным делом, собрать материалы, изучить различные архивные документы и книги, встретиться с людьми – свидетелями тех или иных событий. Но, побеседовав с учителем и родителями, я воодушевился и с интересом начал работу. Поскольку во времени мы были ограничены, договорились, что историю развития православия вполне можно проследить на примере одного из храмов нашей республики.

Мы остановили свой выбор на Преображенском храме села Ягул Завьяловского района, что находится в десяти километрах от города Ижевска. Ягульское направление нам довольно знакомо, потому что через это село мы ездим в лес за грибами и ягодами.  Ещё эта церковь привлекла наше внимание своим юбилеем: в дни, когда я собирал материал для реферата, исполнилось ровно сто лет с момента выхода первых документов о строительстве данного храма. Значит, на его примере можно воссоздать некоторые исторические эпизоды православной жизни Удмуртии в течение всего ХХ века.

Желание построить храм и открыть новый приход у жителей деревни Ягул и близлежащих населённых пунктов появилось ещё в прошлом веке. В фондах Центрального государственного архива имеется запись о письме из Вятской Духовной консистории в адрес Сарапульского Духовного правления. В нём говорится, что консистория пересылает прошение жителей селений Русский Вожой, Ягул, Старые и Новые Марасаны и починков Крестовоздвиженский и Михайловский для рассмотрения дела по существу и предписывает правлению своё заключение по настоящему делу представить в установленном порядке на утверждение епархиальному начальству 24 февраля 1899 года. В исполнение данной резолюции член Сарапульского Духовного правления протоиерей Вячеслав Бережнев обращается в Ижевско-Нагорное волостное правление с просьбой сообщить о количестве десятин земли на каждую душу в починках Михайловский и Крестовоздвиженский.

Результатом деловой переписки и рассмотрения прошения ягульцев явился указ Вятской Духовной Консистории от 27 октября 1900 года.

Следует отметить: в то время жители указанных деревень были приписаны к приходу Александро-Невского собора. В указе утверждается, что в религиозно-просветительских целях построение в деревне Ягул церкви и открытие при ней нового прихода консистория признает весьма желательным и постановляет строить церковь «по проекту архитектора, под руководством и наблюдением последнего». А для сбора и приёма денег и  вещественных пожертвований на церковные постройки предписывается учредить под председательством одного из священников  Ижевского Александро-Невского собора строительный комитет из трёх благонадёжных и опытных в строительном деле крестьян. Тому комитету в указе поручено «а) озаботиться составлениемъ чрезъ лишъ сведующих в архитектуре и представлениемъ въ Сарапульское Духовное правление проекта и сметы на постройку церкви, а также чертежей и смет на постройку причтовых домов; б) просить Губернское правление о командировании въ дер. Ягулъ архитектора для отвода и осмотра места подъ церковъ» и т. д.

12 июня 1901 года на большом сходе будущие прихожане нового села приняли решение строить каменную церковь. Автором проекта храма стал видный вятский архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Жителям Удмуртии он известен культовыми постройками в сёлах Нечкино, Докша, Июльское, Люк. Но главное его детище, безусловно, знаменитый собор Святого Михаила в городе Ижевске.

Председатель строительного комитета Алексей Спасский 3 августа 1904 года обращается к сарапульскому епископу Михею с прошением и сообщением о решении комитета в воскресенье 22 августа устроить закладку храма, «так как к этому времени крестьяне выжнут рожь и окончат сев». Что и было совершено в обозначенный день.

Строительство нового храма шло сложно. Сказывались неурожайные годы и сокращение работ на Ижевском оружейном заводе. Строительный комитет, с позволения Духовного правления, поручил доверенным людям собирать добровольные пожертвования в сёлах и деревнях Вятской губернии.

Строил храм простой православный люд, вкладывая в это дело своё мастерство, умение, желание и душу. Дом Божий для крестьян был школой добра и человечности. Веря в церковь, они несли в будущий храм самое дорогое: иконы, духовные книги, посуду.

В сентябре 1915 года храм был освящён. В честь святых апостолов Петра и Павла он был назван Петропавловским. А 28 марта 1917 года в селе Ягул был открыт отдельный приход.

Драматичной оказалась история церкви и в двадцатые годы. Казалось бы, жить и жить храму, радовать людей, укреплять их веру в лучшее… Нет. Этого не случилось. Шумные события в Петрограде не могли не отразиться на жизни ягульских прихожан. И здесь началась борьба за власть. По свидетельству историков, село неоднократно переходило из рук в руки. Простым людям доставалось и от «красных», и от «белых». В северо-восточном углу церкви на стене из красного кирпича и сегодня хорошо заметны щербины от пуль. Здесь в период гражданской войны расстреливали то «белые» «красных», то «красные» – «белых». Сколько человеческой крови пролито возле стен православного храма – об этом сегодня не скажет никто.

Рядом с церковью – два холмика. Восстановлены теперь и деревянные кресты. Очевидно, здесь похоронены священник Михаил Елисеев и его жена. Пока краеведы и историки не могут точно установить дату убийства. Отец Михаил, сегодняшний настоятель храма, относит это роковое событие к годам гражданской войны. Он ссылается на свидетельство прихожанки Анны (1914 года рождения), которая минувшим летом рассказывала отцу Михаилу, что маленькой девочкой видела трупы убитых священника и его жены в сарае возле церкви. Нам, к сожалению, встретиться с Анной не удалось.

В 1929 году Постановлением Ижевского исполкома Петропавловская церковь была закрыта. Как было характерно для тех лет, с храма сняли кресты, разобрали колокольню. Примечателен в связи с этим рассказ селян о судьбе местных мужиков, которые занимались этим богохульным делом. Один из них стал инвалидом ещё в ходе работы на крыше церкви. Второго в том же году в пьяном угаре застрелил родственник. Третий вскоре угодил под колхозный трактор. Возможно, это и легенда. Но в ней отразилось народное представление о заслуженном наказании тех, кто совершает кощунство.

После закрытия церкви в её помещении находился… общественный туалет. Что в сознании нормального человека укладывается, конечно, с трудом. Затем храм превратили в овощехранилище, использовали для других хозяйственных нужд. В 50-е годы его отдали под сельский клуб. В течение многих лет на сцене, устроенной на месте бывшего алтаря, молодёжь лихо отплясывала и тут же устраивала драки и скандалы.

Звучавший чуть более десятилетия чистый звон колоколов тогдашняя власть, таким образом,  подменила зловонием и абсолютной безнравственностью.

Перестройка, следует отдать ей должное, принесла с собой не только культ поклонения Западу, но и отдельные положительные перемены. Президент России подписал указ о возвращении помещений храмов верующим. Это событие воодушевило и ягульских активистов. Они всё решительнее начали осаждать местную и районную администрации просьбами о возвращении им здания церкви. В 1996 году православной общине удалось получить здание храма.

После возрождения церкви дали новое название. Преображенский храм села Ягул после долгих лет забвения начал обновляться стараниями прихожан и благотворительных фондов города Ижевска. Нашлись поборники свободы совести и среди представителей властных структур.

С 1997 года настоятелем Преображенского храма является молодой священник Михаил Карпеев, 1974 года рождения, уроженец города Чебоксары. В связи с нерешенным жилищным вопросом он пока не имеет возможности вести ежедневные службы, но храм действует. По определенному графику проводятся обряды крещения и венчания. В случае необходимости отпевания священник приезжает по вызову в любой день.

Конечно, пока удалось осуществить лишь часть задуманного, но уверенность служителей церкви и прихожан в завтрашнем дне храма не только заслуживает уважения, но и вселяет надежду. Показательно, что одна из подаренных церкви  икон начала мироточить. Впервые это случилось во время массированной бомбёжки Сербии. Затем несколько раз повторилось в дни больших православных праздников. Последний раз – 14 октября, на Покров день.

В ягульскую церковь сегодня ходят жители не только уцелевших деревень бывшего прихода, но и посёлка Хохряки. Часто обращаются служащие находящегося по соседству исправительного учреждения. Много людей приезжает из Ижевска. Добрая слава о храме расходится по всей Удмуртской республике.

Хочется верить, что истинное возрождение сельской церкви обязательно состоится, а значит, удастся сохранить и приумножить нравственные устои жителей округи.

 

 

 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.