Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
О нашем храме для конкурса "Храмы России" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
     

В книге В.Р. Мединского "Мифы о России. О русском пьянстве, лени и жестокости" В заключении на стр.534 (второе издание) сказано о знаменитом Храме в Кижах: "Решили "сиволапые" мужики, скинулись со двора кровно заработанными и построили Храм! И чудо не в том, что Храм этот жемчужина архитектуры и мировая гордость, чудо в том, что стояли подобные церкви раньше , до большевиков почти в каждой местной деревне. В деревне, где веками трудились, не забывая о душе, отвоёвывая у каменной пустоши каждый клочок земли ..."

Сказано очень точно. Поэтому, я выставляю на конкурс типичный храм русской глубинки - Петропавловскую Церковь села Ягул Сарапульского уезда Вятской губернии. В настоящее время это Храм Преображения Господня пос. Ягул Завьяловского района Удмуртской Республики.

Хотя, эта церковь не является выдающимся памятником архитектуры, с ней не связаны события перевернувшие ход истории, она не была форпостом и символом национального движения и веры. Наверно именно она и есть типичная церковь православной Руси.
Таких церквей по Матушке России, ещё сто лет тому назад, стояло десятки тысяч. Каждое крупное село Вятской , Курской, Киевской и любой другой губернии православной России, считало за честь иметь церковь, причём не деревянную, а каменную, да ещё такую, какой, ни у кого нет!

Сельская церковь была гордостью села, образцом для подражания, а иногда и объектом хорошей зависти у других соседних церковных приходов. С ней были связаны все значимые события, происходившие на селе. Практически каждый православный житель села в ней крестился, венчался, праздновал церковные праздники и... уходил на покой, тоже или из этой церкви, или его отпевал церковный Батюшка. С ней были связаны как радостные события, так и печальные, она была составной частью русского православного быта.

Что же особенного в Петропавловской церкви?

Построенная по проекту, видного вятского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, в начале XX века (Закладка храма произведена 22 августа 1904 г., Храм был освящен в сентябре 1915 г.), на деньги прихожан- селян и елабужского купца Федора Чернова, она испытала на себе всё то, через, что пришлось пройти многим храмам и церквям нашей страны.

Уже в 1912 г. во время строительства, крестьяне местных деревень, поначалу давшие согласие на выделение части земель для обустройства церкви, впоследствии начали отказываться от своего слова, хотя жили они неплохо. Жадность и стяжательство, а так же новомодные революционно- атеистические настроения стали проникать и в патриархальную крестьянскую среду. В этой связи строительный комитет в сентябре 1912 года принимал даже специальное воззвание к ягульским прихожанам, что, похоже, не возымело действия.

Пройдёт совсем немного времени, каких то пять лет, и те же крестьяне. Забыв все заповеди Господни, возьмутся отбирать не только земли, но и то, что им никогда не принадлежало.

Шумные события в Петрограде не могли не отразиться на жизни ягульских прихожан. И здесь началась борьба за власть. Село неоднократно переходило из рук в руки. Простым людям доставалось и от "красных", и от "белых".

В северо-восточном углу церкви на стене из красного кирпича и сегодня хорошо заметны щербины от пуль. Здесь в период гражданской войны расстреливали то "белые" "красных", то "красные" - "белых". Сколько человеческой крови пролито возле стен православного храма - об этом остается лишь догадываться. Рядом с церковью - два холмика. Восстановлены теперь и деревянные кресты. Очевидно, здесь похоронены священник Михаил Елисеев и его жена - невинные жертвы "ново-смутного" времени.

По окончании братоубийственной гражданской войны, в двадцатые по всей стране наступило временное затишье. Затишье пред бурей. О том, что происходило дальше, очень хорошо рассказано на сайте Преображенского Храма пос. Ягул:

"Петропавловский храм в 20-е годы работал. Менялись священники, менялись отношения в государстве, но служители церкви, в силу своих возможностей, пытались нести людям Веру. А тем временем наступление атеистов-коммунистов с каждым годом усиливалось. Их нетерпимость к иному мировоззрению приводила к незаконным арестам, расстрелам. На глазах миллионов людей разорялись церкви, заполнялись лагеря и тюрьмы. В 1929 году черед дошел и до ягульского храма.

Постановлением Ижевского исполкома от 23 января 1930 года и последующего решения президиума Удмуртского облисполкома от 30 марта того же года Петропавловская церковь была закрыта. Здание предписали передать на культурно-просветительские нужды. Из храма изъяли полторы сотни различных предметов, среди которых были серебряные подсвечники, парчовые покрывала, дорогая утварь и другие предметы. Плитку с пола, как говорят очевидцы, вывезли в Ижевск для покрытия пола в одном из магазинов. Конечно, как было принято в те годы, с храма сняли кресты, разобрали колокольню.

Представляется интересным рассказ селян о судьбе местных мужиков, которые занимались этим богохульным делом. Один из них стал инвалидом еще в ходе работы на крыше церкви. Второго в том же году по пьянке, застрелил родственник. Третий вскоре угодил под колхозный трактор. Возможно, это и легенда. Но в ней закреплено народное представление о заслуженном наказании тех, кто совершает кощунство.

Ягульский сельсовет, призванный по долгу службы выполнить указание вышестоящих властей, поступил в духе того времени. Старую металлическую крышу разобрали, купола снесли, а сделать новое перекрытие то ли не успели, то ли не посчитали нужным. Довольно сложное сооружение, представляющее архитектурную ценность, под воздействием природных явлений стало заметно разрушаться. Да и охотники за легкой добычей не дремали. Тащили все, что можно. Пытались даже разобрать кирпичи, но это им не удалось - настолько крепким оказался раствор, приготовленный с использованием яиц. Остается лишь сокрушаться, что люди и время вывели из строя духовую печь церкви, расположенную в подвале. До сих пор сохранились лишь лотки для спускания каменного угля. А печь была добротной. Теплый воздух подогревал пол, а также подавался в помещения храма по специальным каналам, проделанным в нишах кирпичной кладки стен церкви. Как рассказывают очевидцы, здесь всегда сохранялась нормальная температура. Зимой не было холодно, летом прихожанам не приходилось потеть, хотя в помещении храма в большие праздники собиралось до 650 человек.

После закрытия церкви в ее помещении находился общественный туалет. Это обстоятельство, конечно, никак не укладывается в голове нормального человека. Затем храм превратили в овощехранилище, использовали для других хозяйственных нужд. В 50-е годы его отдали под сельский клуб. Здесь же какое-то время располагались парикмахерская и детская комната милиции. В течение многих лет на сцене, устроенной на бывшем алтаре, гремела дикая музыка, молодежь лихо отплясывала и тут же устраивала драки и скандалы. Так и росли поколение за поколением.

Вместе с началом перестройки в государстве новые веяния дошли и до Ягула. Вблизи клуба появились круглосуточные ларьки с богатым выбором горячительных напитков, из-за чего количество криминальных случаев значительно увеличилось. Звучавшую чуть более десятилетия мелодию колоколов, таким образом, власть заменила на зловоние и абсолютную безнравственность..."


Только в 1996 году здание Храма было полностью передано православной общине села Ягул. После возрождения, Петропавловская церковь получила новое название - . Преображенский Храм села Ягул. В нём нет икон в дорогих окладах. Убранство церкви очень скромное. Нет былых красочных фресок на стенах, пол простой крашенный, деревянный. Нет высокой колокольни, нет купола и церковных маковок, которые были изначально.

Но в этой церквушке есть главное, в ней есть Дух Святой. Приходя на службу, или просто посещая Храм, ощущаешь необыкновенную лёгкость и Благодать на душе. Вот уж точно, говорят: Храм - намоленный. Удивительны иконы находящиеся в храме. Есть одна из подаренных икон, которая начала мироточить. Это случилось в день начала массированной бомбежки Сербии. Затем несколько раз мироточение повторялось в дни больших православных праздников. Впрочем, каждая икона в этой небольшой сельской церквушке имеет свою далеко не простую судьбу и историю...

Не знаю, имеет ли смысл вернуть старое название этой церкви, или оставить Храм Преображения Господня. Современный Храм очень отличается от изначальной церкви, так же, как отличаются современные прихожане от прихожан столетней давности. Ясно, только одно, без возвращения к нашим истокам, к нашим исконным ценностям у нас и наших детей нет будущего. А без Духовного Преображения это не возможно.
 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.