Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
ПРАВОСЛАВНАЯ УДМУРТИЯ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Оглавление
ПРАВОСЛАВНАЯ УДМУРТИЯ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21

3. СЛОЖЕНИЕ ИЖЕВСКОЙ И УДМУРТСКОЙ ЕПАРХИИ (1886-1937)


Путь к епархии был долог, и формиро­вание ее протекало параллельно тем админис­тративно-территориальным преобразованиям, которые затрагивали этот регион на стыке Ура­ла, Среднего Прикамья и Поволжья.

В 1555 г. южная и средняя части Уд­муртии вошли в Казанскую епархию. В 1657 г. была создана Вятская епархия, имевшая осо­бое значение в истории Удмуртии. Но ее клир и позже долго не прерывал церковные связи с Казанью, всегда бывшей своеобразной духов­ной столицей для удмуртов. Закамские же приходы весь дореволюционный период оста­вались подчинены Пермской и Соликамской, Уфимской и Мензелинской епархиям.

Первой архипастырской единицей на территории самой Удмуртии стало Сарапульское викариатство. Его учредили в 1868 г. Это крупнейшее (а долгое время и единственное) викариатство Вятской епархии по площади и

числу приходов было равно иным епархиям. Оно вобрало Сарапульский, Елабужский и Малмыжский уезды, то есть большую часть тер­ритории Удмуртии. Епископы Сарапульские: поначалу имели постоянным местопребыва­нием Вятку, но в 1886 г. благодаря помощи. К.П.Победоносцева в Сарапуле открылось со­бственное Духовное правление с епископской кафедрой в Вознесенском соборе. Именно эту дату следует считать первой точкой отсчета долгого процесса сложения епархии в Удмур­тии. Епархия начинается только тогда, когда паства постоянно видит своего архипастыря, управляющего здесь всей церковной жизнью. Сарапульское викариатство стало костяком и организационным прообразом будущей Ижев­ской и Удмуртской епархии.

Сарапульскими владыками служили: ГЕННАДИЙ-(Левитский), 1868-1872; ПАЛ­ЛАДИЙ (Пьянков), 1872-1877; НАФАНАИЛ (Леандров), 1878-1882; ТИХОН (Донебин), 1882-1886; НИКОН (Богоявленский), 1888-1889; АФАНАСИЙ (Пархомович), 1889-1891; АНАСТАСИЙ (Опоцкий), 1891-1893; АЛЕКСИЙ (Соболев), 1893-1895; НИКОДИМ (Боков), 1895-1901; ВЛАДИ­МИР (Благоразумов), 1901-1902; МИХЕЙ (Алексеев), 1902-1906; АРСЕНИЙ (Тимофе­ев), 1906-1909; ВЛАДИМИР, 1909; МЕФОДИЙ (Великанов), 1909-1914; АМВРОСИЙ (Гудко), 1914-1917; АЛЕКСИЙ (Кузнецов), 1917-1937, с перерывами из-за семи арестов.

В 1889 г. открылось второе викариатство — Глазовское. В отличие от Сарапульского оно было ограничено одним уездом и посто­янной архиерейской кафедры до революции не имело. Владыками здесь служили: НИКОН (Богоявленский), 1889-1893; СИМЕОН (Пок­ровский), 1893-1894; ВАРСОНОФИЙ (Кур-танов) 1894-1904; ФИЛАРЕТ (Никольский), 1904; ПАВЕЛ (Поспелов), 1905-1918(?).

В итоге всех упомянутых новаций на территории Удмуртии перед Октябрьским пе­реворотом стало насчитываться 21 благочи­ние, объединившее 186 приходов. Функционировало около трехсот правос­лавных храмов и часовен, два официально утвержденных монастыря в Сарапуле (Благо­вещенский и Иоанно-Предтеченский, Старцевогорский), несколько монастырских подворий и обителей. Действовали приходс­кие попечительства, православные братства, духовные училища в Сарапуле и Глазове и множество церковных школ, кружков, кур­сов, мастерских.

Первые годы советской власти по инер­ции, пока у тоталитарного режима еще не дошли руки до окончательной расправы с Цер­ковью, продолжалось укрепление и развитие ряда церковных структур. В 1921 г. в самос­тоятельную епархию было преобразовано Сарапульское викариатство. Новая епархия стала включать Воткинское, Елабужское и Ижевское викариатства. Данное членение соответствовало сложившимся издавна организационным связям. Но их сразу же за­тормозила насильственная перекройка адми­нистративно-территориальных образований Российской империи, произведенная в соот­ветствии с ленинским положением о "само­определении наций". Провозглашенная в Глазове 27 февраля 1921 г. Вотская авто­номная область не включала в себя вплоть до 1937 г. Сарапул, Воткинск и ряд исторически связанных между собой районов. Церковные, епархиальные контакты между ними однако, несмотря ни на что, продолжали поддержи­ваться как в 1921-1926 гг., так и позже.

1926 г. — ключевой в летописи Ижевс­кой и Удмуртской епархии как автономной церковной единицы. В конце этого года но­вая епархия выделилась из Сарапульской и объ­единила Ижевское и Глазовское викариатства. В 1937 г. новая епархия в соответствии с тер­риториальным расширением УАССР вобрала почти всю Сарапульскую епархию, Воткинс­кое викариатство, а позже еще части Пермс­кой и Уфимской епархий. Сложение Ижевской и Удмуртской епархии в ее ны­нешних пределах зафиксировало прежние цер­ковные взаимосвязи. Они закрепились затем в годы совместных, беспрецедентных в миро­вой истории страданий за веру.

К моменту своего организационного оформления епархия все еще номинально вла­дела колоссальным богатством. Это практи­чески не затронутые разрушением огромные изукрашенные храмы; целехонькие пока, пыш­ные раззолоченные иконостасы и разнообраз­ная культовая утварь — большая часть ее прежнего великолепия; наконец, замечатель­ный интеллектуальный потенциал — высоко­образованное, энциклопедически развитое духовенство. В последующие десятилетия это богатство, которому невозможно найти какой-либо эквивалент, оказалось разграблено, раз­рушено, уничтожено. История епархии — это история ее выживания и сопротивления.

 




 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >