Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Епископ Ижевский Синезий (1937) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail

В 2007 го­ду 27 сен­тяб­ря ис­пол­ни­лось ров­но 70 лет со дня му­че­ни­че­ской кон­чи­ны епи­ско­па Ижев­ско­го Си­не­зия За­ру­би­на чья бес­ком­про­мисс­ность в от­стаи­ва­нии прав­ды Бо­жи­ей и ис­по­вед­ни­че­ское по­ве­де­ние на след­ст­вии по­сле аре­ста ор­га­на­ми НКВД да­ют серь­ез­ные ос­но­ва­ния го­во­рить о воз­мож­но­сти его про­слав­ле­ния в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

 Епископ Ижевский СинезийЕпи­скоп Си­не­зий (в ми­ру Сер­гей Гри­горь­е­вич За­ру­бин) ро­дил­ся 20 ав­гу­ста 1886 го­да в де­рев­не Па­ни­но (по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны на­зы­ва­лась Марь­ин­ка) Сал­ты­ков­ской во­лос­ти Брон­ниц­ко­го уез­да Мо­с­ков­ской гу­бер­нии. Бу­ду­щий Ижев­ский епи­скоп ро­дил­ся в бла­го­чес­ти­вой и пра­во­слав­ной, кре­сть­ян­ской се­мье Гри­го­рия и Ели­за­ве­ты Гав­ри­лов­ны За­ру­би­ных.

 

Все­го у За­ру­би­ных бы­ло чет­ве­ро де­тей: Сер­гей, Оль­га, Ели­за­ве­та и Сав­ва. Сер­гей был стар­шим. По­сле ро­ж­де­ния млад­ше­го сы­на Сав­вы отец ушел в Мо­ск­ву на за­ра­бот­ки и не вер­нул­ся (ви­ди­мо, умер или тра­ги­че­ски по­гиб). Вос­пи­ты­вать де­тей по­мо­га­ли род­ст­вен­ни­ки от­ца. Всю свою юность Сер­гей на­хо­дил­ся под не­по­сред­ст­вен­ным воз­дей­ст­ви­ем сво­его дя­ди по от­цу – ие­ро­мо­на­ха Сав­вы. В ре­зуль­та­те это­го влия­ния, ко вре­ме­ни вы­хо­да на са­мо­стоя­тель­ную жизнь Сер­гей, как он пи­сал впо­след­ст­вии, бу­ду­чи епи­ско­пом, «по­ла­гал уже, что без Бо­га жить нель­зя и жиз­ни быть не мо­жет». На ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния бу­ду­ще­го ис­по­вед­ни­ка, по его соб­ст­вен­ным сло­вам, силь­но по­влия­ли так­же чи­тан­ные им во мно­же­ст­ве жи­тия свя­тых, их под­ви­ги, му­че­ни­че­ст­во, са­мо­от­вер­жен­ность и храб­рость ра­ди Хри­ста. Мно­гие из них, бу­ду­чи свер­ст­ни­ка­ми мо­ло­до­го Сер­гея За­ру­би­на, вы­зы­ва­ли в нем силь­ней­шее же­ла­ние по­доб­но им жить и по­стра­дать за прав­ду, за ве­ру в Бо­га.

Не­ма­лое влия­ние ока­за­ла на Сер­гея и его те­тя, так­же за­ни­мав­шая­ся его вос­пи­та­ни­ем. Она бы­ла еди­но­вер­кой (еди­но­вер­цы

– ста­ро­об­ряд­цы, вос­со­еди­нив­шие­ся со вре­ме­ни Пав­ла I с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью при ус­ло­вии со­хра­не­ния ими ста­рых об­ря­дов), и от нее бу­ду­щий ис­по­вед­ник ус­во­ил лю­бовь ста­ро­об­ряд­че­ской фор­ме бо­го­слу­же­ния еди­но­вер­цев, к их «мо­ле­ни­ям, по­ступ­кам и все­му внеш­не кра­си­во­му ук­ла­ду», на­столь­ко, ч то в по след­ст­вии епи­скоп Си­не­зий пи­сал: «Моя по­сто­ян­ная тя­га к ним, как к цель­ным и креп­ким на­ту­рам по ду­ху, бы­ла по­сто­ян­на». Лю­бовь к ста­ро­об­ряд­че­ской фор­ме пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния, как пи­сал впо­след­ст­вии вла­ды­ка Си­не­зий, « скре­п­ля­лась и при­ви­вае­мою нам пре­по­да­ва­те­ля­ми ис­кусств лю­бо­вью к ста­ри­не, к ея му­зей­но­сти, к ис­то­ри­че­ской цен­но­сти…».

Сер­гей по­сту­пил в спе­ци­аль­ное тех­ни­че­ское ху­до­же­ст­вен­ное учи­ли­ще в Мо­ск­ве (в со­вет­ское вре­мя им. Бау­ма­на). Лю­бовь к изо­бра­зи­тель­но­му и те­ат­раль­но-сце­ни­че­ско­му ис­кус­ст­ву, ко­то­рая в нем бы­ла и ра­нее, в эту по­ру еще бо­лее раз­ви­лась. Он слу­шал в Мо­ск­ве вы­сту­п­ле­ния Ша­ля­пи­на и Со­би­но­ва в Ху­до­же­ст­вен­ном те­ат­ре, по­се­щал вы­став­ки Ре­пи­на, Ко­ро­ви­на и дру­гих зна­ме­ни­то­стей его дет­ст­ва и ув­ле­ка­тель­ной юно­сти.

 

 

 Епископ Ижевский СинезийПо окон­ча­нии учи­ли­ща, в 1906-1917 го­дах он пре­по­да­вал в сред­нем ре­мес­лен­ном тех­ни­че­ском учи­ли­ще г. Ир­кут­ска. По­сле про­воз­гла­ше­ния но­вой вла­стью Дек­ре­та об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от Церк­ви, ко­гда школь­ное вос­пи­та­ние бы­ло объ­яв­ле­но без­бож­ным и без­ре­ли­ги­оз­ным, Се р ге й Гр и го р ь е в и ч сч ел д л я с ебя не­воз­мож­ным про­дол­жать пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность. Нрав­ст­вен­ные на­ча­ла но­вой вла­сти бы­ли для не­го со­вер­шен­но чу­ж­ды. Он счи­тал, что все прин­ци­пы нрав­ст­вен­но­сти, луч­шие воз­вы­шен­ные идеа­лы не­раз­рыв­но свя­за­ны с ре­ли­ги­ей и с Бо­гом и без Бо­га нрав­ст­вен­но­сти нет и быть не мо­жет. По­это­му Сер­гей Гри­горь­е­вич все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу и Церк­ви. Как он пи­сал -«ушел ту­да, где еще пре­дос­тав­ля­лась воз­мож­ность про­яв­ле­ния лич­ной сво­бо­ды и на что ком­му­низм, как тео­рия, не про­яв­лял сво­их при­тя­за­ний и про­воз­гла­сил пол­ное не­вме­ша­тель­ст­во в цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ную жизнь, ко­то­рая с дет­ст­ва бы­ла мне хо­ро­шо зна­ко­ма и лю­би­ма – как по глу­би­не и чис­то­те ре­ли­ги­оз­ных прин­ци­пов, так и по фор­ме, где я ус­мат­ри­вал ис­кус­ст­во и в бы­те, и в оде­ж­де… и во всех ри­туа­лах и фор­ме хри­сти­ан­ских Та­инств».

В этом же 1917 го­ду Сер­гей Гри­горь­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан. Пе­ред этим, ви­ди­мо, был по­стри­жен в мо­на­ше­ст­во с име­нем Си­не­зий. С 1 ян­ва­ря 1918 го­да он уча­ст­во­вал в ра­бо­те По­ме­ст­но­го Со­бо­ра Рус­ской Церк­ви. Впо­след­ст­вии слу­жил в Ом­ске, Тю­ме­ни, опять в Ом­ске.

В О м с к е 4 о к т я б р я 1 9 2 2 год а о н б ы л а р е с т о в а н п о о б в и н е н и ю в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции», но че­рез ме­сяц, 1 но­яб­ря, был ос­во­бо­ж­ден из-под стра­жи. Де­ло бы­ло пре­кра­ще­но.

При­мер­но в это же вре­мя о. Си­не­зий дол­гое вре­мя слу­жил в мно­го­чис­лен­ном, еди­но­вер­ческ ом при­хо­де г. Тю­ме­ни. Еди­но­вер­цы на­столь­ко до­ве­ря­ли ему, что из­бра­ли его в 1923 го­ду кан­ди­да­том от один­на­дца­ти еди­но­вер­че­ских бла­го­чи­ний д ля п о свя­щен и я в един ове рче с к о го епи­ско­па. Впо­след­ст­вии в 1928 го­ду, ко­гда о. Си­не­зий был уже епи­ско­пом, вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (ав­ст­рий­ско­го тол­ка) ве­ли с ним уси­лен­ные пе­ре­го­во­ры и по­сто­ян­ные сви­да­ния на пред­мет при­гла­ше­ния еп. Си­не­зия для слу­же­ния у них. Сам епи­скоп Си­не­зий изъ­яв­лял на это со­гла­сие, ес­ли бу­дет на это бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­го Си­но­да Мо­с­ков­ской Пат­ри­ар­хии.

В 1923 го­ду о. Си­не­зий был пе­ре­ве­ден в Ко­лом­ну. В 1923-1926 го­дах он был а р х и м а н д р и т о м С п а с о-Го л у т в и н а мо­на­сты­ря в Ко­лом­не. 13 ию­ня 1926 он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Ост­ро­гож­ско­го, ви­ка­рия Во­ро­неж­ской епар­хии. Из­вест­но, что в его ру­ко­по­ло­же­нии уча­ст­во­вал епи­скоп Ва­си­лий (Дох­ту­ров). В этом же го­ду он был пе­ре­име­но­ван в епи­ско­па Ура­зов­ско­го, ви­ка­рия той же епар­хии. С де­каб­ря 1926 он епи­скоп Ко­лым­ский, ви­ка­рий Якут­ской епар­хии. Позд­нее -епи­скоп Якут­ский и Ви­люй­ский. Слу­жить ему при­хо­ди­лось в эту по­ру на Край­нем Се­ве­ре, у бе­ре­гов Л ед о в ито го о к еан а с ред и т у н гус о в . Со­хра­ни­лась фо­то­гра­фия, как он 25 ию­ня 1927 го­да ос­вя­ща­ет за­клад­ку но­во­го хра­ма в се­ле­нии Ку­ман Су­рит в ок­ру­же­нии тун­гу­сов в празд­нич­ных оде­ж­дах.

10300 руб. по­до­ход­но­го на­ло­га и по­сле это­го еще боль­ше 7000 руб. в ка­че­ст­ве «аван­са» на бу­ду­щий год.

 

Епископ Синезий

15 фев­ра­ля 1930 го­да ми­тро­по­лит Сер­гий дал ин­тер­вью пред­ста­ви­те­лям со­вет­ской пе­ча­ти, ко­то­рое на сле­дую­щий день бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в «Из­вес­ти­ях». В ин­тер­вью он зая­вил: «Го­не­ния на ре­ли­гию в СССР ни­ко­гда не бы­ло, и нет… Ре­прес­сии, осу­ще­ст­в­ляе­мые Со­вет­ским пра­ви­тель­ст­вом в от­но­ше­нии ве­рую­щих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, при­ме­ня­ют­ся к ним от­нюдь не за их ре­ли­ги­оз­ные убе­ж­де­ния, а в об­щем по­ряд­ке, как и к дру­гим гра­ж­да­нам за раз­ные про­ти­во­пра­ви­тель­ст­вен­ные дея­ния…

К со­жа­ле­нию, да­же до се­го вре­ме­ни не­ко­то­рые из нас не мо­гут по­нять, что к ста­ро­му нет воз­вра­та, и про­дол­жа­ют вес­ти се­бя, как по­ли­ти­че­ские про­тив­ни­ки Со­вет­ско­го го­су­дар­ст­ва».

По­сле это­го за­яв­ле­ния ми­тро­по­ли­та Сер­гия епи­скоп Ижев­ский Си­не­зий счел для се­бя не­воз­мож­ным на­хо­дить­ся в под­чи­не­нии ему и по­слал ему «и его Си­но­ду свой от­каз в мо­лит­вен­ном с ним об­ще­нии и со­слу­же­нии, а так­же от зва­ния и ти­ту­ло­ва­ния «Ижев­ским и Вот­ским», от­нюдь не от­ка­зы­ва­ясь от сво­их прав пра­во­слав­но­го епи­ско­па». «Моя ори­ен­та­ция, -за­яв­лял след­ст­вию в Ижев­ской тюрь­ме в 1931 го­ду епи­скоп Си­не­зий, -преж­ний, по­сто­ян­ный ста­ро­цер­ков­ник, мой гла­ва – гла­ва за­кон­ныя церк­ви, не мудр­ст­вую­щая лу­ка­во и не рас­кла­ни­ваю­щая­ся «се­мо и ова­мо» -Ме­сто­блю­сти­тель Пат­ри­ар­ший Петр, Ми­тро­по­лит Кру­тиц­кий».

В ра­пор­те ми­тро­по­ли­ту Сер­гию за № 421 епи­скоп Си­не­зий пи­сал, что с 19 фев­ра­ля 1930 го­да он пре­кра­тил управ­ле­ние Ижев­ской епар­хи­ей. В от­вет ми­тро­по­лит Сер­гий и вре­мен­ный при нем Свя­щен­ный Си­нод ука­зом № 21 от 26.02.1930 по­ста­но­ви­ли: «Епи­ско­па Си­не­зия уво­лить от управ­ле­ния епар­хи­ей на по­кой и иметь в бу­ду­щем. Вре­мен­ное управ­ле­ние Вот­ской епар­хи­ей по­ру­чить Пре­ос­вя­щен­но­му Но­лин­ско­му Ге­ор­гию».

Не­ко­то­рое вре­мя в Ус­пен­ской церк­ви г. Ижев­ска епи­ско­па Си­не­зия не по­ми­на­ли. В кон­це фев­ра­ля – на­ча­ле мар­та 1930 го­да цер­ков­но-при­ход­ской со­вет Ус­пен­ской церк­ви при­гла­сил епи­ско­па Си­не­зия для слу­же­ния в их хра­ме. Вла­ды­ка зая­вил им, что он ото­шел от ми­тро­по­ли­та Сер­гия и не по­ми­на­ет его. Цер­ков­но-при­ход­ской со­вет Ус­пен­ской церк­ви Ижев­ска все же при­гла­сил епи­ско­па Си­не­зия, и он слу­жил ве­чер­ню 2 мар­та 1930 го­да. С вла­ды­кой слу­жи­ли свя­щен­ник Па­вел Мез­рин и диа­кон Гри­го­рий Ост­ро­умов. По­сле это­го епи­скоп Си­не­зий про­дол­жи­тель­ное вре­мя слу­жил в Ус­пен­ской церк­ви по вос­крес­ным и празд­нич­ным дням.

Н а в о п р о с бл а г оч и н н о го И ж е в с к а свя­щен­ни­ка Ио­ан­на Стер­хо­ва к епи­ско­пу Си­не­зию о при­чи­нах его от­де­ле­ния от митр. Сер­гия, Си­не­зий от­ве­тил (в из­ло­же­нии свя­щен­ни­ка И. Стер­хо­ва): «…ви­де­ли, что пи­шет ми­тро­по­лит Сер­гий? У нас в епар­хии ду­хо­вен­ст­во ра­зу­то и раз­де­то, церк­ви за­кры­ва­ют­ся, ду­хо­вен­ст­во об­кла­ды­ва­ет­ся не­по­мер­ны­ми на­ло­га­ми, аре­сто­вы­ва­ет­ся и вы­сы­ла­ет­ся, а он пи­шет: «нет, и не бы­ло ник ако­го го­не­ния на Цер­ковь». Что за ложь! Я его боль­ше двух лет за­щи­щал в гла­зах ве­рую­щих по­сле его дек­ла­ра­ции, вы­пу­щен­ной в ию­ле 1927 го­да, а те­перь уж по­сле та­кой лжи и об­ма­на, по­ме­щен­ной им в ин­тер­вью, я с ним по­ры­ваю вся­кую связь и пре­кра­щаю с ним мо­лит­вен­ное об­ще­ние» .

О. Ио­анн со­об­щил об этом ми­тро­по­ли­ту Сер­гию, ко­то­рый ко­ман­ди­ро­вал в Ижевск епи­ско­па Но­лин­ско­го Ге­ор­гия (Ани­си­мо­ва) для уве­ще­ва­ния епи­ско­па Си­не­зия. Уве­ща­ния эти не име­ли ус­пе­ха. По­сле встре­чи с епи­ско­пом Ге­ор­ги­ем вла­ды­ка Си­не­зий уе­хал в Мо­ск­ву еще до отъ­ез­да епи­ско­па Ге­ор­гия из Ижев­ска.

В это вре­мя, в пер­вых чис­лах мая 1930 го­да, цер­ков­но-при­ход­ской со­вет Ус­пен­ской церк­ви Ижев­ска на об­щем со­б­ра­нии по­ста­но­вил не по­ми­нать ми­тро­по­ли­та Сер­гия, при­знав сво­им гла­вой епи­ско­па Си­не­зия и по­слав это ре­ше­ние епи­ско­пу Си­не­зию в Мо­ск­ву.

2 мая 1930 го­да оп­ре­де­ле­ни­ем Пат­ри­ар­хии за № 79 бы­ло по­ста­нов­ле­но: «Пред­ло­жить Пре­ос­вя­щен­ном у Си­не­зию, бывш ем у Ижев­ско­му, пред­ста­вить в Пат­ри­ар­хию в двух­не­дель­ный срок, в объ­яс­не­ние раз­дор­ни­че­ской его дея­тель­но­сти, от­вет на сле­дую­щие во­про­сы: 1) счи­та­ет ли се­бя Пре­ос­вя­щен­ный со­стоя­щим в ка­но­ни­че­ском об­ще­нии с Зам. Патр. Ме­сто­блю­сти­те­ля и при нем Патр. Свящ. Си­но­дом, при­зна­вая их пра­во­слав­ны­ми, а не об­нов­лен­ца­ми; 2) вы­пус­тил ли и ка­кое воз­зва­ние про­тив Патр. За­мес­ти­те­ля; 3) по ка­ко­му раз­ре­ше­нию слу­жит, по уволь­не­нии на по­кой, в Ус­пен­ской г. Ижев­ска церк­ви со свя­щен­ни­ком Пав­лом Мез­ри­ным и диа­ко­ном Гр. Ост­ро­умо­вым, п р о и з в о д я с в о е ю р а з д о р н и ч е с к о й дея­тель­но­стию со­блазн сре­ди ду­хо­вен­ст­ва и ве­рую­щих г. Ижев­ска.

Впредь до пред­став­ле­ния Пре­ос­вя­щен­ным Си­не­зи­ем от­ве­тов на ука­зан­ные во­про­сы вос­пре­тить ему свя­щен­но­слу­же­ние;в слу­чае не­по­лу­че­ния от не­го от­ве­тов в двух­не­дель­ный срок, иметь о нем осо­бое су­ж­де­ние».

Тел е гр а м м о й от 19 м а я 19 3 0 год а епи­скоп Си­не­зий со­об­щил в Пат­ри­ар­хию, что за­пре­ще­нию, на­ло­жен­но­му на не­го Пат­ри­ар­хи­ей, он под­чи­нил­ся, од­на­ко о том, что по­сле­ду­ют от не­го даль­ней­шие объ­яс­не­ния, не упо­мя­нул. По­сле это­го епи­скоп Си­не­зий дол­гое вре­мя не слу­жил, а толь­ко хо­дил в цер­ковь мо­лить­ся и пел на кли­ро­се, чем вы­звал к се­бе со­чув­ст­вие мно­гих при­хо­жан.

Епи­скоп Но­лин­ский Ге­ор­гий, на­зна­чен­ный м и т р о п о л и т о м С е р г и е м в р е м е н н ы м управ­ляю­щим Вот­ско-Ижев­ской епар­хи­ей, в сво­их док­ла­дах от 20.05.1930 № 251 и от 23.05.1930 № 270 со­об­щал, что «им впол­не ус­та­нов­ле­на раз­дор­ни­че­ская дея­тель­ность за­пре­щен­но­го в свя­щен­но­слу­же­нии епи­ско­па Си­не­зия (За­ру­би­на)».

 

4 ию­ня 1930 го­да оп­ре­де­ле­ни­ем Пат­ри­ар­хии за № 103 бы­ло по­ста­нов­ле­но: «В ви­ду то­го, что еп. Си­не­зий спра­ши­вав­ше­му его Пре­ос­вя­щен­но­му Но­лин­ско­му оп­ре­де­лен­но зая­вил о раз­ры­ве об­ще­ния с За­мес­ти­те­лем и в ука­зан­ный срок объ­яс­не­ний в Пат­ри­ар­хию не пред­ста­вил, еп. Си­не­зия (За­ру­би­на), за на­ру­ше­ние Апост. Пр. 34 и 31; Двукр. 13 и 15 и ана­ло­гич­ных, пре­дать су­ду пра­во­слав­ных ар­хие­ре­ев, ос­та­вив его под за­пре­ще­ни­ем впредь до рас­кая­ния или по­ста­нов­ле­ния о нем су­да, о чем и по­слать ука­зы Пре­ос­вя­щен­но­му Ижев­ско­му для объ­яв­ле­ния епи­ско­пу Си­не­зию, Ижев­ско­му ду­хо­вен­ст­ву и па­ст­ве, уве­до­мив ука­за­ми и про­чих Пре­ос­вя­щен­ных».

В ию­не-ию­ле 1930 го­да епи­скоп Си­не­зий ез­дил в Ле­нин­град, где 21 ию­ля он встре­чал­ся с ми­тро­по­ли­том Ио­си­фом (Пет­ро­вых). Ми­тро­по­лит Ио­сиф, епи­скоп Нарв­ский Сер­гий (Дру­жи­нин), епи­скоп Оло­нец­кий Ва­си­лий (Дох­ту­ров) по­сле опуб­ли­ко­ва­ния ми­тро­по­ли­том Сер­ги­ем «Дек­ла­ра­ции» по­рва­ли с ним мо­лит­вен­ное об­ще­ние и вы­шли из под­чи­не­ния ему.

Про­был епи­скоп Си­не­зий в Ле­нин­гра­де ок оло трех не­дель. Вла­дык а ез­дил в Ле­нин­град и встре­чал­ся там с епи­ско­пом Нарв­ским Сер­ги­ем, епи­ско­пом Оло­нец­ким В а с и л и е м (в н ач а л е 1 9 3 0 год а) и с ми­тро­по­ли­том Ио­си­фом (Пет­ро­вых), что­бы оп­ре­де­лить­ся в сво­их даль­ней­ших дей­ст­ви­ях по от­де­ле­нии от ми­тро­по­ли­та Сер­гия. У них он хо­тел, в ча­ст­но­сти, вы­яс­нить, «име­ет ли ме­сто их слу­же­ние и пре­бы­ва­ние на ка­фед­ре по­сле рас­хо­ж­де­ния с ми­тро­по­ли­том Сер­ги­ем».

Вы­яс­нив, что они ле­галь­но слу­жат, не по­ми­ная ми­тро­по­ли­та Сер­гия, и уви­дев, что в Ле­нин­гра­де ио­сиф­лян­ские хра­мы (т.е. хра­мы, в ко­то­рых слу­жи­ло ду­хо­вен­ст­во, под­чи­няв­шее­ся ми­тро­по­ли­ту Ио­си­фу и не по­ми­нав­шее ми­тро­по­ли­та Сер­гия) пе­ре­пол­не­ны мо­ля­щи­ми­ся, епи­скоп Си­не­зий по воз­вра­ще­нии в Ижевск из Ле­нин­гра­да при­сту­пил к слу­же­нию в Тро­иц­кой, а за­тем в Ус­пен­ской церк­вях Ижев­ска.

Из­вест­но, что епи­ско­па Си­не­зия по­сле его раз­ры­ва с ми­тро­по­ли­том Сер­ги­ем при­зна­ва­ли сво­им ду­хов­ным гла­вой, по­ми­мо Ус­пен­ской и Тро­иц­кой (со­глас­но ре­ше­нию при­ход­ской об­щи­ны от 10.06.1930) церк­вей Ижев­ска, церк­ви се­ла Со­снов­ки Шар­кан­ско­го рай­она (с де­каб­ря 1930 го­да, на­стоя­тель -ие­ро­мо­нах П и м е н (В а х ру ш е в)), с ела З а в ьял о ва (свя­щен­ни­ки Ио­сиф Дег­тя­рев и Ва­си­лий По­мо­сов), се­ла Зю­зи­на Де­бес­ско­го рай­она (с фев­ра­ля 1931 го­да, свя­щен­ник Ми­ха­ил Ко­жев­ни­ков) и дру­гие, все­го 15 при­хо­дов в Ижев­ской епар­хии. Под его ду­хов­ным окорм­ле­ни­ем на­хо­ди­лось так­же 47 при­хо­дов Яран­ской епи­ско­пии, 16 при­хо­дов Вят­ской епар­хии, 8 при­хо­дов в Вят­ско-Вет­луж­ском крае, 10 при­хо­дов Ураль­ской об­лас­ти и два при­хо­да в Мо­с­ков­ской об­лас­ти. Из Яран­ской, Ко­тель­ни­че­ской епи­ско­пий и из дру­гих мест к не­му при­ез­жа­ли пред­ста­ви­те­ли при­хо­дов с про­ше­ния­ми при­нять их в его ве­де­ние и о еди­но­вер­че­ской церк­ви Ижев­ска так­же на­стоя­тель­но про­си­ли епи­ско­па Си­не­зия при­нять их в его ве­де­ние. В са­мой Ижев­ской епар­хии епи­скоп Си­не­зий поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди про­стых ве­рую­щих, в том чис­ле и сре­ди уд­мур­тов.

24 мая 1931 го­да епи­скоп Си­не­зий был аре­сто­ван со­труд­ни­ка­ми ОГ­ПУ в Ижев­ске у се­бя на квар­ти­ре, где с ним жи­ла его пре­ста­ре­лая мать (умер­ла в 1944 го­ду в Мо­ск­ве, где жи­ла ее дочь -се­ст­ра епи­ско­па Си­не­зия). При обы­ске бы­ли изъ­я­ты все бу­ма­ги из его кан­це­ля­рии. 26 ян­ва­ря 1932 го­да он был при­го­во­рен к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. Вме­сте с ним в Ижев­ске по это­му же де­лу был осу­ж­ден еще 21 че­ло­век на срок от 5 лет до по­лу­го­да. Епи­скоп Си­не­зий об­ви­нял­ся в том, что «яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем Уд­мурт­ско­го фи­лиа­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции «Ис­тин­но-Пра­во­слав­ная Цер­ковь», про­во­дил контр­ре­во­лю­ци­он­ную дея­тель­ность сре­ди на­се­ле­ния по за­да­ни­ям этой ор­га­ни­за­ции». Свою ви­ну епи­скоп Си­не­зий не при­знал, он зая­вил след­ст­вию: «Ни к ка­ким по­ли­ти­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям за вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния Сов. вла­сти я не при­над­ле­жал и не при­над­ле­жу. Ни­ка­ких кон­трор­га­ни­за­ций про­тив вла­сти не толь­ко не под­дер­жи­вал, но о су­ще­ст­во­ва­нии та­ко­вых не имел по­ня­тий. В сво­ей цер­ков­ной дея­тель­но­сти все­гда ру­ко­во­дил­ся чис­то ре­ли­ги­оз­ны­ми по­ло­же­ния­ми и ос­но­ва­ни­ем в эту дея­тель­ность по­ла­гал один ос­нов­ной прин­цип – не­вме­ша­тель­ст­ва гра­ж­дан­ских и по­ли­ти­че­ских дел– по-Еван­гель­ски –«Бо­жие

– Бо­го­ви» и «Ке­са­ре­во – Ке­са­ре­ви». В сво­ем по­след­нем пись­мен­ном сло­ве,

ко­то­рое пред­ло­жил сле­до­ва­тель сде­лать епи­ско­пу Си­не­зию, по­след­ний на­пи­сал:

«Весь про­цесс де­ла и ин­кри­ми­ни­руе­мых мне по­ли­ти­че­ских пре­ступ­ных дея­ний я лич­но раз­смат­ри­ваю, как не со­вер­шив­ший та­ко­вых в си­лу мо­ей ор­га­ни­че­ской не­спо­соб­но­сти во­об­ще на ка­кия бы то ни бы­ло вос­ста­ния, убий­ст­ва, си­лу ору­жия и пе­ре­ме­ну вла­стей, для ме­ня со­вер­шен­но без­раз­лич­ных по идео­ло­ги­че­ско­му мыш­ле­нию, -в от­но­ше­нии ме­ня раз­смат­ри­ваю лишь как сред­ст­во и воз­мож­ность идей но й бор ьбы д ля пре­се­че­ния мо­их цер­ков­ных слу­же­ний как Епи­ско­па, за ко­то­рым сто­ят ве­рую­щие мас­сы, и охот­но при­му это осу­ж­де­ние и на­ка­за­ние, так как по мо­им идео­ло­ги­че­ским стрем­ле­ни­ям идея ком­му­низ­ма, как на­ча­ла ма­те­ри­аль­но­го, при­ни­жаю­ще­го дух и не даю­ще­го ни­ка­ких пер­спек­тив на про­яв­ле­ние сво­бо­ды твор­че­ско­го ду­ха, та­лан­та и спо­соб­но­стей, да­же при его стрем­ле­нии ни­ве­ли­ров­ки – сде­лать все об­щим и срав­нять всех как один, -не­при­ем­лем, уто­пи­чен, ка­жет­ся не­осу­ще­ст­ви­мым. Ибо ра­вен­ст­ва всех нет, быть ни­ко­гда не мо­жет, как не рав­ны лю­ди по сво­им ду­хов­ным спо­соб­но­стям, а мои на­блю­де­ния над жиз­нью тру­до­во­го кре­сть­ян­ст­ва ме­ня в этом убе­ж­да­ют, и не имея и не ожи­дая ни­че­го при­вле­ка­тель­но­го от ком­му­низ­ма, я с ра­до­стью го­тов уй­ти из этой жиз­ни и на­ка­за­ние при­му как бо­рец за идею, как стра­да­лец-му­че­ник с пол­ным удов­ле­тво­ре­ни­ем и чем стро­же, тем для ме­ня луч­ше, и чем ско­рее, тем же­лан­нее, ибо я ус­та­рел для жиз­ни, ус­тал в по­ис­ках иде­аль­ной жиз­ни, из­ве­рил­ся в лю­дях окон­ча­тель­но и моя во­ж­де­лен­ная меч­та мое­го дет­ст­ва, мо­ей луч­шей час­ти жиз­ни осу­ще­ст­вит­ся, как ге­рой­ская смерть ис­по­вед­ни­ка, хри­сти­ан­ско­го свя­щен­но­му­че­ни­ка и в мо­ем соз­на­нии и в соз­на­нии всех мо­их по­сле­до­ва­те­лей, ра­ди ко­их я жил и ко­то­рым слу­жил без­за­вет­но п о и с к р е н н о с т и и ч и с т о т е с в о и х убе­ж­де­ний. Все след­ст­вие по об­ви­не­нию ме­ня раз­смат­ри­ваю как инс­це­ни­ро­ва­ние на оп­ре­де­лен­но за­дан­ную те­му – най­ти и по­ста­вить в центр об­ви­не­ния епи­ско­па, п о с а н у н а и б о л е е а в т о р и т е т н а г о сре­ди ве­рую­щих кру­гов и как глав­на­го в р а г а-р ел и г и о з н и к а п о у б е ж д е н и я м ком­му­ни­стов.

Но этот суд для ме­ня не по­след­ний, я ос­та­юсь при сво­ем: «Ве­рую… во Еди­на­го Бо­га, От­ца и Сы­на и Св. Ду­ха», «Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жиз­ни бу­ду­ща­го ве­ка».

Ей гря­ди Гос­по­ди Ии­су­се!».

 

В кон­це ян­ва­ря 1932 го­да епи­скоп Си­не­зий был от­прав­лен в Со­ло­вец­кие ла­ге­ря. Он от­бы­вал на­ка­за­ние в Мур­ман­ском от­де­ле­нии Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ком­би­на­та НКВД. 20 сен­тяб­ря 1937 го­да, со­глас­но вы­пис­ке из про­то­ко­ла за­се­да­ния Трой­ки НКВД Ка­рель­ской АССР, он был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния за то, что «вел повс тан ческ у ю к он т р р е вол юци о нн у ю аги­та­цию сре­ди за­клю­чен­ных в ла­ге­ре, вы­сту­пал про­тив ста­ха­нов­ско­го дви­же­ния». 27 сен­тяб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян в Мед­вежь­е­гор­ском рай­оне Ка­ре­лии. По дру­гим све­де­ни­ям, он был рас­стре­лян в этот день на Во­до­раз­де­ле (VII-VIII шлюз Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ка­на­ла).

К это­му жиз­не­опи­са­нию епи­ско­па Си­не­зия ос­та­ет­ся до­ба­вить, что и в со­вет­ские вре­ме­на, и по­ны­не в Ижев­ской епар­хии он по­чи­тал­ся и по­чи­та­ет­ся пра­во­слав­ны­ми ве­рую­щи­ми как свя­щен­но­му­че­ник. Мно­гие как свя­ты­ни хра­нят его фо­то­гра­фии и на­ря­ду с мо­лит­ва­ми об упо­кое­нии его ду­ши про­сят и его хо­да­тай­ст­ва пред Бо­гом как угод­ни­ка Бо­жия.

В за­клю­че­ние дан­ной ста­тьи ав­тор бла­го­да­рит род­ст­вен­ни­ков епи­ско­па Си­не­зия То­ка­ре­ву О. В. (Ижевск) и Альт­гау­зен Т. К. (Мо­ск­ва) за не­ко­то­рые све­де­ния о нем и за пре­дос­тав­лен­ные фо­то­гра­фии, а так­же Кос­ты­ле­ва В. Г. (Ижевск) и свя­щен­ни­ка Ге­ор­гия Ха­ри­на(Ижевск)за пре­дос­тав­лен­ные фо­то­гра­фии.

Хо­те­лось бы так­же об­ра­тить­ся ко всем, у ко­го есть ка­кие-ли­бо ста­рые фо­то­гра­фии свя­щен­ни­ков, епи­ско­пов, пра­во­слав­ных ми­рян, по­ста­вить ав­то­ра этой ста­тьи в из­вест­ность (тел. 8-950-814-67-81) и пре­дос­та­вить воз­мож­ность сде­лать ко­пии с этих фо­то­гра­фий.

Под­го­то­вил свя­щен­ник Алек­сандр Ма­лых

При под­го­тов­ке ста­тьи ис­поль­зо­ва­ны ма­те­риа­лы ар­хи­ва УФСБ по УР; АМП; Ак­ты Свя­тей­ше­го Ти­хо­на, Пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Рос­сии, позд­ней­шие до­ку­мен­ты и пе­ре­пис­ка о ка­но­ни­че­ском пре­ем­ст­ве выс­шей цер­ков­ной вла­сти; Штрик­ке­ра Г.; ГА­КО и дру­гие.

 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >