Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Статья в журнале "Нескучный Сад" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Можно ли почувствовать себя свободным, будучи запертым в психоневрологическом интернате с тяжелым душевным недугом, брошенным близкими в больничной палате в глубокой старости или находясь в тюремных узах? Можно, если вы верите в Бога. Потому что настоящее ощущение свободы приносит только радость общения человека с Богом. Этой радостью со своими подопечными стараются поделиться прихожане Преображенского храма удмуртского села Ягул и их настоятель прот. Михаил Карпеев.

 

 Пули на стене храма

Две лиственницы на могиле священника Михаила Елисеева и его супруги Татьяны видны издали. Они были расстреляны большевиками в 1919 году, у северо-восточной стены Преображенского храма удмуртского села Ягул наряду с другими «врагами советской власти». Стена до сих пор хранит отметины от пуль. В этом храме о. Михаил служил настоятелем. «Но вы пока не найдете их среди прославленных новомучеников, -- говорит нынешний настоятель Преображенского храма прот. Михаил Карпеев. -- Для прославления нужно работать с архивами, собирать документы, а у нас на это, к сожалению, пока нет времени». 10 лет назад, когда батюшку назначили на этот приход, здание храма, перекроенное изнутри кирпичными стенами служило одновременно сельским клубом, комнатой милиции, парикмахерской и загсом. Отсутствовали колокольня и купольная часть. Реставрацию вверенного ему храма прот. Михаил Карпеев начал одновременно со служением в психоневрологическом интернате соседнего поселка Нагорный и двух близлежащих колониях строгого режима. На вопрос, как удается ему все совмещать, батюшка отвечает: «Помните слова: «Был болен и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.,25,36). Я понял так, что они адресованы и ко мне тоже. А раз сказано -- нужно делать. Да и не один я, мне помогают мои прихожане».

Обои для зоны

Две лиственицы в Ягуле«Когда вы приходите в исправительную колонию с открытым сердцем и желанием нести слово Божье, нужно помнить, что вас на этом пути подстерегают серьезные испытания. Прежде чем довериться вам, заключенные сначала будут испытывать вас «на прочность», чтобы узнать: боитесь вы их или нет, пришли, чтобы честно и откровенно поговорить о волнующих духовных проблемах или «для галочки»? -- говорит о.Михаил. -- Например, рассказываешь что-то им, а один все время перебивает, глупые вопросы задает, старается вывести из себя. Если на этого провокатора среагировал -- потеряешь к себе уважение».
Но бывает, в назидание, Господь сам наказывает любителей посмеяться над Ним. Несколько лет назад один из осужденных захотел креститься второй раз. Как он это объяснил: «ради хохмы». На предостережение товарищей только рукой махнул: «Чепуха, обойдется». Отец Михаил ничего не знал об этом и крестил его повторно. Через некоторое время у насмешника открылась мучительная язва на боку. Из больницы написал батюшке, что раскаивается, хочет исповедаться и причаститься перед операцией. О. Михаил съездил к нему. Вскоре этот человек умер. Ему не было и сорока лет.
«Есть и такие, кто пытаются использовать вас в своих целях, например, просят передать на волю письмо. У нас был такой случай. За это администрация запретила нашему добровольцу посещать колонию, -- продолжает о. Михаил. -- Человек хотел доброе дело сделать, а получилось наоборот. Есть среди заключенных такие, кто постоянно везде пишет письма с просьбой прислать им молитвословы и духовную литературу. В моей практике был случай, когда один попросил даже несколько рулонов обоев, якобы чтобы обклеить стены в храме колонии. На самом деле, все это зэки обменивают на нужные для себя вещи. Молитвослов может запросто уйти за пачку сигарет. Поэтому перед тем как отправить посылку, лучше поговорить с батюшкой, посещающим эту колонию.
Но к счастью среди заключенных есть и такие, кто искренне стремится к Богу. Благодаря им мы чувствуем, что приходим сюда не напрасно».
Например, когда в обеих колониях строились храмы (в этом о.Михаилу удалось убедить администрацию обеих колоний), часть зэков с большим усердием помогала в этом деле. Ведь в их среде авторитетней тот, кто сильней духовно, а не физически. «Верующего человека труднее «размазать по стенке», подмять под себя. Кроме того, в храме осужденный чувствует себя свободным человеком. Может спокойно помолиться. Никто не допекает и не кричит на него, -- говорит доброволец Сергей Б. -- Кого-то это раздражает. Был случай, когда один из «блатных» заявил старосте храма: «Я к вам «опущенного» в храм запущу, он все иконы перецелует и осквернит их». И услышал в ответ: «Странный ты, от иконы только освятиться можно, а не оскверниться». «Блатной» так растерялся, что даже не нашелся, что на это ответить.
«К сожалению, осознание, что раньше они подходили к Чаше без должного смирения и понимания, это приходит к осужденным лишь через несколько лет, -- продолжает о. Михаил. -- И были даже случаи, когда зэки благодарили Бога, что их посадили, иначе бы они ничего не поняли, продолжали так же грешить и совсем погибли бы».
Дела милосердия привлекли к о.Михаилу и ребят из движения «Православная молодежь Удмуртии». 10 молодых людей вместе с ним посещают колонии и психоинтернат, хотя духовно окормляются в других храмах.
По мнению прихожан Преображенской церкви, в этом нет ничего удивительного. У о. Михаила талант объединять вокруг себя людей на добрые дела. Это происходит оттого, что он сам никому никогда не отказывает в помощи и в этом случае очень скор на подъем. Поэтому вокруг него собираются такие же отзывчивые люди. У них разные профессии и имущественное положение, но ни одно обращение о. Михаила к прихожанам не оставалось без ответа. Например, при храме живет семья русских беженцев из Узбекистана. Приход обеспечил их жильем, работой, продуктами, вещами, предметами быта и необходимой мебелью. Сейчас прихожане помогают этой семье в оформлении российского гражданства. У Преображенского храма так же есть свой сайт, где публикуются объявления с просьбами о помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (последнее -- о помощи мальчику-инвалиду 14 лет). Узнав о социальной работе Преображенского прихода, известный военный Михаил Калашников (который живет в Ижевске) пожертвовал в храм напрестольный крест.

Учат тепло и ласка

НагорноеПсихоневрологический интернат в поселке Нагорный состоит из двух отделений. В первом живут пациенты со слабой формой олигофрении. Второе отделение интерната называется «Милосердие». Здесь живут старики и страдающие тяжелой формой олигофрении. Ольга Федоровна Зорина по благословению о. Михаила ведет воскресную школу для больных в первом корпусе около полутора лет. «Наши занятия длятся не более 40 минут, на них собирается 15-20 человек. Каждый раз они встречают меня всей гурьбой, и прежде чем начнется занятие, мы несколько минут обнимаемся с девушками и обмениваемся рукопожатием с юношами (многие обитатели интерната, хоть люди и взрослые, выглядят на 15-20 лет моложе своего возраста). У многих есть близкие люди, но приезжают они редко. Если на своих занятиях я вижу сияющее от счастья лицо, то понимаю, этого человека навестили родные. Поэтому потребность в душевном тепле, любви и ласке у моих учеников особенно обострена. И я стараюсь, как могу каждому из них проявить внимание. Как-то раз моя предшественница угостила весь класс вареньем, и один из ребят свою радость выразил так: «Ой, Валентина, как у мамки побывал!»
Ольга Федоровна ЗоринаВ основе моей программы лежит церковный календарь. Подопечные Ольги Федоровны очень живо переживают все евангельские события, иногда даже поправляют ее, но особенно любят слушать и обсуждать Рождество Христово, чудеса Спасителя, заповеди блаженства, притчи о блудном сыне и о любви к ближнему.
«Мы выучили несколько молитв: «Верую», «Богородице, Дево, радуйся» и 90-й псалом (у людей с олигофренией плохая память, но если регулярно повторять, они запоминают). Некоторые просят принести им Библию, Закон Божий, рассказы о святых, -- продолжает наша собеседница. -- Однажды темой нашего занятия было иконоборчество, меня попросили разъяснить, почему православные в отличии от протестантов почитают иконы. С этого момента я поняла, что мои ученики отнюдь не бездумно воспринимают все, что я им рассказываю, им хочется более глубоко разбираться в Православии. Иногда на этих занятиях я слушаю истории об их личных переживаниях, бывает, жалуются, что к ним долго никто не приезжает из близких. Порой кто-то обращается за поддержкой: «Вот он матерился вчера, скажите ему, что это же не хорошо» или «Скажите батюшке, чтобы помолился обо мне -- мне плохо». Если я долго не приезжаю из-за болезни или каких-то дел, то скучаю по интернату».

Молебен в интернате НагорноеДверь во второй корпус всегда закрыта на ключ. Если у больных первого корпуса есть возможность выходить на улицу, работать на огородах и возиться с поросятами на скотном дворе, то жители второго никогда не покидают его стен. Именно туда в первую очередь идут о.Михаил и добровольцы, когда приезжают в интернат.
Пока батюшка готовится к молебну, добровольцы-«преображенцы» одевают крестики на тех больных, кто их потерял (что случается весьма часто) и заново клеят на стену бумажные иконы (после молебна больные их часто срывают).
Во время молебна напряжение и суровость на лицах бабушек постепенно сменяется умиротворением. Гнетущая душу атмосфера душевной болезни, охватывающая вас, едва вы переступаете порог интерната, постепенно рассеивается. Сердце сжимается от острой жалости и сострадания к этим людям, рядом с бедой которых ваши собственные проблемы кажутся ничтожными. Всеобщее оживление вызывает окропление святой водой. Чтобы набрать ее про запас, кто-то бежит за своими кружками. Пока о. Михаил обходит палаты с лежачими больными, добровольцы раздают всем сладости. Некоторые бабушки и старики просят развернуть им конфеты (от старости не слушаются пальцы). Кто-то жалуется на боль в перебинтованной руке, кто-то на «колдунью» из соседней палаты, наложившую «заклятье», кто-то просит привезти лекарства или мазь для суставов (хотя, по словам медперсонала, старики имеют все необходимое), а кто-то сетует, что у нее украли бумажную иконку или книжку о святых с красивыми картинками (тумбочки не запираются и больные, бывает, таскают друг у друга разные вещи). «Им очень важно, чтобы кто их выслушал, пожал руку, улыбнулся, сказал несколько теплых слов, посочувствовал», -- говорит доброволец Ольга Лунина.
Добровольцы бывают в интернате раз в два месяца (не считая больших церковных праздников). Там их всегда ждут и просят приезжать почаще. Но пока это невозможно, автобус до Нагорного ходит три раза в день и всегда битком набит.
БлаготворительностьНескольким добровольцам я задал один и тот же вопрос: зачем они приезжают в психоинтернат, ведь там такая тяжелая обстановка, что ко многим больным даже не ездят близкие люди. Одни говорили -- «по просьбе батюшки», другие -- «это мое покаяние за грехи прошлой жизни», а одна девушка ответила: «Так я борюсь с собственным унынием. Говорят же, если на душе плохо, найди того, кому еще хуже, позаботься о нем и станет легче».
После молебна

Откуда берутся алтарники?

Римма Вьюгина вместе с мужем Сергеем в числе 20 добровольцев, регулярно приезжает в психоневрологический интернат. Она -- иконописец-реставратор. «Как-то я спросила батюшку, откуда у него в храме берутся алтарники -- эти чистые мальчики и юноши, живущие в нашем полном соблазнов нецерковном мире. Он просто ответил: Бог посылает. Точно так же я могу и объяснить, как в нашем храме появились люди, готовые отозваться на батюшкин призыв помочь другим, -- говорит Римма. -- У меня были серьезные проблемы со здоровьем, а врачи все никак не могли поставить диагноз. Я стала расспрашивать батюшку, что мне делать, кому молиться или в какой монастырь поехать, чтобы получить облегчение и, может быть, исцеление. Он выслушал меня, а потом спросил: а у вас не онкология? И подарил мне икону «Всецарицы». Врачи скоро назвали мне именно этот диагноз, сказав, что не проживу больше трех месяцев. В это время я реставрировала очередную икону для нашего храма. Иконы приносят к нам утраченными почти на 90%, иногда лики искромсанны ножами и гвоздями, либо в виде вязанки досок. Мой муж склеивает их по досочкам, а потом уже подключаюсь я (Вьюгины не берут плату за свою работу, ими возвращено к жизни 15 больших храмовых икон. -- А.Р.). И я подумала -- кто же будет реставрировать, если меня не станет? Я стала молиться «Всецарице», обратилась за молитвенной помощью к батюшке и нашим прихожанам. Бог даст, еще поживу и осуществлю свою мечту -- храм распишу».
В настоящее время львиная доля работ по реконструкции храма уже проделана. Но нужно восстанавливать купол и колокольню, провести газ. Три года назад, когда храм уже был готов к росписи, случился пожар. Пожарные залили водой весь чердак. Вся подготовительная к росписи работа оказалась напрасной, нужно все начинать сначала. В надежде, что Господь не оставит их, члены Преображенского прихода ежедневно читают акафист разным святым и не бывает дня, чтобы эта молитва прерывалась.

Алексей РЕУТСКИЙ

Для тех, кто остался неравнодушен к судьбе храма и может, помочь сообщаем адрес и реквизиты прихода храма Преображения Господня:

427018, Удмуртская Республика,
Завьяловский р-н, село Ягул
Ул.Холмогорова, 1 Б
Тел.(3412) 62-87-46

ИНН 1808690371,
КПП 180801001,
ОКВЭД 91.31
ОКПО 43656900
р/с 40703810100010000062
в ОАО «Мобилбанк» г.Ижевск
к/с 30101810600000000825,
БИК 049401825

Дорогие читатели! Если вы хотите, чтобы в этой рубрике появился рассказ о вашем храме, пишите нам по электронной почте ( Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ) или обычным письмом (119049 Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12, больничный храм, для журнала «Нескучный сад», рубрика «Помоги храму»). В письме укажите точный адрес храма и контактный телефон. Предпочтение будет отдаваться тем приходам, где идет активная, интересная приходская жизнь.
Подробная информация об акции «Помоги храму» находится на нашем сайте www.nsad.ru.

Статья на сайте "Нескучный Сад"
 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >