Ижевская и Удмуртская Епархия
 
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
 
аборт, мини аборт, контрацепция,
Если вы увидели ошибку в тексте, выделите текст и нажмите одновременно клавиши Shift и Enter
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Критерий осуждения или не осуждения. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail

Критерий осуждения или не осуждения.

Святые отцы справедливо говорят, что «нет добродетели без рассуждения». Так как многие путают осуждение с констатацией греха, попробуем провести четкую границу между этими понятиями.

Осуждение есть грех безлюбовной, страстной, необъективной оценки поступка ближнего, когда человек забывает, что он так же грешен, что, может, в иное время в иной форме он подобно согрешал.

Посмотрите на Христа, когда Его распинают. Он не гневается, Он не проклинает, Он не осуждает, а молится о распинателях: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». (Лк. 23:34). Вот критерий — способность молиться о согрешающем . Если я вижу или узнаю о грехе ближнего, зачем я буду врать себе, что это не грех? Да, грех есть грех, и я узнал его, неужели я скажу, что всё хорошо? Даже если я узнаю о каких-то грубых грехах, допустим, из прессы, телевидения: например, где-то теракты, убийства, насилия, неужели не понимаю, что это — грех? И судить планирующих и совершающих подобное надо по закону. И судьи — это Божьи инструменты. И суд, и сроки осуждения — необходимая мера для обуздания преступников. Или оставить их на свободе? Да, пусть сидят, но ты, христианин, помолись о них: «Боже, прости их, приведи их ко спасению, как разбойника (при Кресте Христовом). Дай им хоть в заключении, хоть перед смертью в покаянии придти к Тебе». И тем не согрешишь, а поможешь и им, и себе. Заключение для них есть акт любви Божьей, в тюрьме, на зоне у них есть время для вглядывания в свою душу, в свою жизнь.

Когда апостол говорит: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (рукоблудники), ни мужеложники, ни хищники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9), он, что, согрешает осуждением? Нет! Он констатирует факт!

Так и ты: видишь совершающего грех, — помолись о нем, и не согрешишь . На Страшном Суде Бог будет смотреть на нас нашими же глазами, и если мы с милостью молимся о ближнем, то и Господь с милостью посмотрит на нас.

Некоторые ошибочно считают, что сказать ближнему о грехе кого-то всегда есть осуждение. Я не говорю о тайне исповеди, она не должна разглашаться никогда, ни при каких условиях. Я говорю о случаях, когда необходимо предупредить об опасности кого-то из близких, или чтобы назидать малоопытных. В таком жанре написаны патерики, материконы (сборники высказываний святых преподобных жен) и другие памятники святоотеческой письменности. В том числе в житиях святых находим описания случаев согрешения святых или их современников. Да и в самом Священном Писании таких мест много: вспомните хотя бы отречение апостола Петра.

Всем все говорить будет ошибкой, «чтобы не давать повода ищущим повода» (2Кор. 11:12), чтобы не соблазнить немощных. Но иногда бывает необходимо дать оценку поступка ближнего и сказать, что тот-то — двоедушный, лукавый, подлый, может предать, солгать, подставить, украсть, — держи с ним дистанцию, не доверяй, не раскрывайся, испытай его и т.п. Есть такая лжебратия (Гал. 2:4; 2 Кор. 11:26). «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2), и подобное предупреждение не будет грехом. Это будет акт любви к ближнему. Сам рассказчик может испытать на себе ненависть, злобу, месть со стороны того, о чьих недостатках он поведал, но «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Не случайно Господь говорит: «Вы оставили суд (рассуждение), милостыню и веру: сие надлежит делать и того не оставлять» (Мф. 23:23). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15).

Некоторые говорят, что если ты сказал о грехе кого-то, ты согрешил еще больше… Чушь! (ведь сказать не всегда значит осудить, есть просто констатация факта – об этом я писал выше). Так говорят сами согрешающие, чтобы заградить уста обличению, чтобы не трогали и не мешали грешить и далее, чтобы не будили совесть. Так говорят и их поклонники, иногда неразумные чада некоторых священников, будучи безрассудно влюбленными в своих пастырей. Тем самым они хотят запугать тебя якобы грехом, хотят подавить в тебе ви́дение греха и рассуждение. Почему не закрывали глаза на грех ни Господь, ни святые; для чего нам закрывать ? Грех есть грех . И не нужно такими высказываниями делать из нас несмысленных, неразумных баранов. Овцы пастыря своего слушают. И мы должны , по слову апостола, «иметь ум Христов» (1Кор. 2:16); «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16); «подражайте Богу» (Еф. 5:1); «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). «Подражайте, братия, мне, и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17). «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» (Деян. 4:19). Да и сам Бог – Судия, и мы – Его образ, и способность верно судить с Его помощью Он в нас вложил.

Чтобы не согрешить, необходимо стараться всегда молиться и тем пребывать в Боге. Стараться всегда просить его о помощи, вразумлении, и самим рассуждать. «Молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22:40), «Ибо без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5), « Проси́те, и дано будет вам» (Мф. 7:7).

 

Добавить комментарий

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

< Пред.   След. >